В первые послевоенные годы в детдомах Белоруссии росли почти 27 тысяч детей – сирот. Пополнили эту «армию» и Аркадий с Верой. Директор Н.И.Цыганков определил Аркадия в группу, где воспитателем была его жена Ольга Владимировна. Огрубевшие в лишениях, отвыкшие от семьи и ласки дети (речь не только о Чашах) плохо приживались в детдоме, часты были случаи побегов. По этому одежду и обувь вновь поступившим выдавали плохие – все лучшее в случае побега они постарались бы продать на базаре. Веру определили в 4-й класс Микашевичской школы, в котором занимались детдомовцы, а Аркадия – в параллельный класс, где были местечковые дети. Отстающих, педагогически запущенных новичков распределяли так, чтобы уровнять учителям нагрузку. Учительница «забастовала»: не буду вести уроки, пока новичка не уберут из моего класса. Аркадий ушел с урока. Так проходил по детдому до конца 3-й четверти. А в 4-й четверти его отдали в класс Надежды Платоновны, учительницы строгой, но доброжелательной. Но как пройти программу целого года за одну четверть? Пришлось на следующий год вновь пойти в четвертый класс.
Во время учебы хорошо давались устные предметы, математика, физика. Наловчился Аркадий писать красивые лозунги к праздникам. А вот письменные работы, особенно диктанты, давались с большим трудом, не успевал писать. Не один год боролся со своим недугом, просил ребят дополнительно диктовать тексты, что бы выработать скорость письма и грамотность. До сих пор помнит свою радость, когда учительница Любовь Ивановна Вертель особо похвалила его сочинение про родной край за логику, самостоятельность и грамотность изложения и предсказала Аркадию большое будущее. Учительницу эту все уважали, она пользовалась авторитетом (позже переехала на новое место работы мужа). В старших классах Аркадий уже наравне с одноклассниками справлялся с письменными работами.
МУЖАЛ, взрослел. Детдомовцам вообще приходилось быть стойкими, надеяться только на себя, преодолевать судьбу. А что уж говорить об Аркадии – ему эти качества нужно было проявлять вдвойне. Позже в одной публикации об А.П.Чаше под названием «Становление» отмечалось, с каким трудом приходилось ему осваивать школьные программы. А он уже задумывался о возможном поступлении в институт. Но ведь там лекции, конспекты… В учительской тоже размышляли о будущей судьбе способного ученика. Вообще-то детдомовцев старались пораньше определить в ремесленные и фабрично-заводские училища. Соседа по комнате и друга Володю Тимофеева, например, после шести классов и стажировки в местном кинотеатре отправили работать на сельской кинопередвижке. Мотался по деревням, часто голодный, спал порой на полу, высох и почернел. Позже Володя завербовался в Казахстан для работы в киностационаре, там женился на учительнице, выросли дети, внуки…
Директора в детдоме менялись часто – порой по два в год. Неприятно было ловить на себе косые взгляды некоторых «педагогов»: а этому куда? Одна дорога – в дом инвалидов… Наступали периоды депрессии, когда жить не хотелось. Ходил на станцию, приглядывался к паровозам – если уж бросаться под поезд, так чтоб наверняка. Но на паровозах спереди были установлены сбрасыватели. Ломал иголку и проглатывал (как травят порой злых собак иголками в куске хлеба), но ничего не получилось. Как-то летним днем ушел из детдома. Прошел мимо случи, где научился купаться и плавать, нырять в воду с нависшего над рекой дуба. Но теперь река не интересовала. Прошел к железнодорожному пути, лег и стал ждать товарняка. Но того все не было. А когда загудели рельсы, случилось то, чего боялся: услышал, как его кто-то окликнул. Это был уже упомянутый – Володя Тимофеев, с ребятами искавший Аркадия. Обошлось без подозрений со стороны ребят.
Дружил Аркадий и с Владиславом Недведским, позже известным белорусским поэтом и писателем, описывавшим послевоенные Микашевичи в повести «Хлопцы с другого корпуса», где под именем Арсения Зайцева выведен и Аркадий Павлович. О дружбе их рассказывается в очерке «Эстафета дабраты» («Чырвоная змена» от 3.02.1985), где упоминается также, что Аркадий любил возится в детдоме с малышами, самое активное участие принимал в благоустройстве детдома, даже руководил детдомовской бригадой строителей. Позже, уже в десятом классе, стал старшим пионервожатым.
Более двух лет директором детдома был Станислав Юльянович Галицкий, сторонник самоуправления по Макаренко. Был создан ученический совет (председатель –Аркадий Чаша, секретарь – Нина Полховская). Ребята работали на чистке картофеля и иных кухонных работах, в прачечной, на заготовке дров, дежурили по интернату; работали санитарная, учебная, хозяйственная комиссии, редколлегии. Детдомовский радиоузел ежедневно объявлял итоги, называл лучших и отстающих. Директор любил предсказывать будущее ученикам. Аркадию сказал – будешь директором детдома, Нине –завучем. Это был очень интересный , активный период, когда педагоги всецело опирались на воспитанников, и в школе те были самые активными. Увы, когда Станислава Юльяновича направили работать председателем колхоза, его приемник довел детдом до нищеты, развалил самоуправление.
Аркадий заканчивал школу. Ее директор В.Н. Булигин, преподававший также русскую литературу в старших классах, на школьном собрании назвал то, что ежедневно приходилось делать Аркадию, «подвигом». Учитель истории А.И. Кисин предлагал поступать в минский вуз. Пугала не только материальная сторона (помогать будущему студенту некому), но и необходимость добираться до Минска с многочисленными пересадками – в Лунинце, Барановичах, Столбцах. Продолжение следует …….