Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Микашевичи Исторические факты Агарков – поставщик Антанты

Хотелось бы ознакомить наших читателей со статьей, рассказывающей о людях, в свое время многое сделавших для зарождения процветания и становления нашего городка. А именно о помещиках Агарковых и о их лесапильно-фанерной фабрике в Микашевичах.

В этом году исполняется 115 лет белорусскому коммерческому проекту, авторам которого удалось покорить европейский рынок – микашевичской фанерной фабрике Федора Агаркова.

Склады полесского предпринимателя в двух столицах государств Антанты – Лондоне и Париже – обеспечивали существенную часть потребностей европейцев в этом продукте. Английские аэропланы «Фарман» и французские «Ньюпорт», зарядные ящики для артиллерийских повозок и полевых кухонь, спальные вагоны Северного и Балканского экспрессов, каюты самых быстроходных в мире океанских лайнеров «Гамбургско-Американской линии», переборки на пароходах-рефрижераторах «Африканской фруктовой компании», перевозившей камерунские бананы, компоненты на автомобилях «Бенца», «Баярда», «Испано-Суизы», модная венская буковая гнутая мебель с «выдающимся изяществом форм, замечательной легкостью и всемирно признанной громадной прочностью» от «основателей сей промышленности» братьев Тонет, изящные коробки для французских соломенных шляпок и войлочных шляп от Борсалино, клозетные сиденья и просто ящики для фруктов, овощей и цветов – это далеко не весь «ассортиментный ряд», для производства которого требовалась фанера.

В конце XIX и особенно в первом довоенном десятилетии XX века фанера выполняла функции, если, конечно, уместно сравнивать, нынешней пластмассы. По областям применения в соответствии с тогдашним уровнем технологического развития ей не было предела. Она шла на крылья для аэропланов для самых мощных воздушных флотов мира – Франции и России, для перегородок в каютах и железнодорожных вагонах, широко применялась в автомобилестроении. Поэтому спрос на этот полуфабрикат на мировом рынке был достаточно высок и устойчив, чем не замедлили воспользоваться некоторые белорусские бизнесмены.

Фанерное направление в лесном бизнесе начинает активно развиваться с начала XX века. Более высокотехнологическое, чем, скажем, простое пиление леса на доски, оно требовало куда больших инвестиций. Поэтому фирм, занятых в этом бизнесе, в Беларуси было немного, а из них, собственно, с участием местных капиталов три. Самой крупной был Степановский завод Федора Агаркова, затем шли фабрики Иеронима Кеневича и Наума Каплана (позже Магидсона и Юниса). Контрольный пакет АО Мозырской фанерной фабрики бывш. «Прима» А.Лурье принадлежал группе киевских предпринимателей из киевского Сахарного треста. Шпилечно-фанерная фабрика в Пинске входила в состав фанерного промышленно-торгового концерна, созданного в Австро-Венгрии и России австрийскими подданными, братьями Александром и Леопольдом Лурье.

Белорусским фанерщикам в отличие от их коллег в других подотраслях лесного бизнеса удалось избежать немецкого контроля. Это произошло потому, что изначально их продукция ориентировалась на иные рынки – Англию, Францию, Австро-Венгрию, Италию. Во Франции, например, бывшей одним из главных потребителей белорусской фанеры, в год местная мебельная промышленность выпускала около 1 млн штук стульев, фанера необходима была для овощеводов Бретани и Прованса, цветоводов бассейна Гаронны. Авторы аналитических обозрений того времени констатировали: «Почти все потребное для Франции количество фанеры получается ею из-за границы и главным образом из России». Впрочем, в своей политике большинство белорусских производителей не было самостоятельно. Белорусским фабрикантам, особенно в самом начале становления этой отрасли, не хватало оборотных средств, а местные финансисты отдавали предпочтение учетным операциям по круглому лесу. К тому же значительные ресурсы отвлекались на приобретение оборудования и постоянное усовершенствование технологических цепочек. Причем необходимо было приобретать самые современные, а потому и дорогие станки, ибо только благодаря им продукция могла бы продаваться на весьма щепетильном европейском рынке. Общий объем средств, вложенных в техническую базу, например, не самой крупной в Беларуси фанерной фабрики «Прима» на 1914 г. составлял 130 тыс. рублей. Один из представителей минского отделения Государственного банка, освидетельствовавший состояние предприятия, констатировал следующее: «Работа фанеры весьма тщательная и чистая, чему, несомненно, много способствуют дорогие машины, постоянное усовершенствование и специалисты-мастера при машинах».

В этой ситуации ресурсы под свое развитие белорусские фабриканты заимствовали у ревельских бизнесменов Христиана и Карла Лютеров – главных акционеров созданного в 1898 г. АО для механической обработки дерева А.М.Лютера. Это одно из самых успешных производств в деревопереработке дореволюционной России. Участие в нем приняли английские капиталисты, в правление общества входил, например, Эрнест Гарри Арчер. В свою очередь фирма Лютеров имела пакет акций в английском трейдере, занимавшемся импортом русской древесины, компании «Венеста Лимитед».

АО А.М.Лютер принадлежало два завода – в самом Ревеле и в Старой Руссе в Новгородской губернии. Тремя собственными пароходами выделанные на этих предприятиях изделия доставлялись в Европу. В 1895 г. экспорт Лютеров составил 1,5 млн рублей, из них в Англию – 500 тыс. рублей. Западный потребитель «на ура» брал тисненую и выжженную фанеру для сидений стульев, кресел, скамеек, модные изделия из березовой фанеры (шляпные коробки и чемоданы), при изготовлении которых использовался специальный водозащитный клей. Большой спрос был на фанерные филенки для стен и потолков пассажирских вагонов на железных дорогах и кают на пароходах. Для Военного Ведомства России фирма выполняла заказы на изготовление крыльев для аэропланов.

Одним из главных источников сырья для Лютеров стала фанера белорусских фабрик. Воспользовавшись отсутствием кредитования, через раздачу авансов она фактически закабалила местных фабрикантов. Связанные по рукам и ногам эксклюзивными контрактами и финансовыми обязательствами перед ревельской фирмой белорусские бизнесмены, например, не могли самостоятельно выходить на европейский рынок. В итоге почти 95% русской фанеры, ввозимой на тот же рынок Франции, контролировался англичанами, а также германцами. Очень большой интерес к поставкам белорусской фанеры напрямую проявляли итальянцы. Но под угрозой репрессий со стороны Лютера наметившиеся было контакты не получили развития.

Перед самой войной некоторым белорусским фанерщикам все же удалось избавиться от тяготящего и назойливого внимания большого британского брата. Одним из них стал Федор Агарков, который открыл собственные склады в Лондоне и Париже.

Агарковы появились в Беларуси в конце XIX века. Эта предпринимательская династия, попавшая в историю белорусского бизнеса благодаря отцу и сыну Степану Федоровичу и Федору Степановичу Агарковым, происходила из Одессы. Одесса-мама, крупнейший торговый порт Российской империи на Черном море, в конце XIX – начале XX в. стала приемной матерью для многих белорусских лесопромышленников. Именно в этот порт лежал конечный путь самых крупных плотов, сплавляемых ими через днепровские пороги. Именно тут совершались самые дорогие сделки, подписывались и погашались векселя и праздновался успешный исход очередной навигации.

Вынужденная распродажа княгиней Марией Гогенлоэ-Шиллингфюрст, единственной наследницей огромных радзивилловских латифундий, вызвала неподдельный интерес к ним одессита, потомственного почетного гражданина Степана Агаркова. К 1893 году, одним из первых очутившись в центре этого процесса, Степан Агарков стал владельцем богатейшего лесного имения Ленино в Мозырском уезде. Также он приобрел ряд соседних с Ленино имений на Мозырщине и Слутчине. Покупка 230 тыс. десятин угодий сразу возвела его в число крупнейших землевладельцев Беларуси. Земельная собственность предприимчивого одессита только на одной Минщине оценивалась в более чем 1,3 млн рублей.



{module 20}

Комментарии  

 
+4 #1 mihail 20.12.2013 21:02
Прочитал статью с великим удовольствием! Спасибо огромное, Вадим, за исторические факты Микашевич!
Я, по-правде, и позабыл некоторые детали - спасибо, напомнил! Старики рассказывали, как вагонетками металлическими возили брёвна на Припять и там, на оз. Волчино (Вовцельно - польск), где конка перекопана и собирали плоты и через Харево выходили на реку. Теперь я поверил, что сплавляли плоты в Чёрное море, а то, по молодости, не верил старикам, их рассказам, как плавали, как жили в это время и как еду готовили, много чего.
И ещё один факт: шпалы. Я предполагал, что шпалы делали для ж.дж Полесской, а оказалось, что для узкоколейки. тоже, к стати, Полесской! Был снят документальный фильм Бел.киностудией о этой узкоколейке, как там пилили лес - очень познавательный фильм о жизни той (60х) поры!! Деда Микаша надо попросить постараться найти этот фильм в запасниках - я сколько ни пытался, ничего не получается! (((