Куколка
Ирина посмотрела с балкона пятого этажа. Ветер рвал пышную рябинку, и казалось, будто сейчас он вырвёт её с корнем. На мгновение перед ней пронеслась её жизнь. Она ничуть не отличалась от разбушевавшейся стихии. Несколько капель настойки валерианы помогли успокоиться и собраться с мыслями. Закрыв глаза, вспомнила свою дочь ещё малышкой, с тоненькими косичками. Кто бы мог подумать, что именно её Ксюша станет главной бедой в жизни матери…
Будучи ребёнком, Ксюша была красивой девочкой. Во дворе все её называли куколкой. Ира гордилась своей дочерью, старалась покупать модные вещи, иногда даже отказывая себе. Всё у них ладилось, мать и дочь были лучшими подругами: вместе готовили, делали уроки, читали книжки. Ксюша всегда делилась с мамой секретами и ласковое слово «мамочка» никогда не сходило с уст. Но потом всё абсолютно изменилось, потому что Ира встретила свою любовь. До сих пор она по настоящему не любила, и таких глубоких чувств не испытывала. Ей давно не хватало мужской защиты, поддержки и ласки. Словно девчонка, жила в ожидании встреч, бежала на свидания, и была на седьмом небе от счастья, что такой видный мужчина, как Андрей, обратил на неё внимание. Несмотря на то, что у неё есть внебрачная дочь, он сделал ей предложение. С приходом хозяина ожила двухкомнатная квартирка Ирины. Вот оно семейное счастье!
- Почему бы тебе ни отвезти Ксюшу в деревню к матери? Пусть побудет там немного, а мы займёмся ремонтом. И потом, мне надо время, чтобы привыкнуть к ней… - предложил Андрей сразу же после бракосочетания.
Из-за нахлынувшего воспоминания стало не по себе: собранные в чемоданы вещи дочери, красные от слёз глазки и прощальный душераздирающий шёпот: «Я буду скучать по тебе, мамочка. Приезжай скорее!» Только теперь Ира поняла, что ради своего личного счастья пожертвовала дочерью. В первое время Ира очень скучала без неё. Каждую неделю ехала проведать, а уезжала, будто от сердца отрывала. Несколько раз порывалась вернуть домой, но муж останавливал:
- У нас появилось много свободного времени. Для чего нам обуза? И не зачем тебе так часто ездить к ней, травмировать её и себя!
Ира переборола себя и послушно согласилась. Мечта о том, что Андрей станет Ксюше отцом, рухнула.
С беременностью Ирина немного приободрилась. Она «купалась» во внимании супруга, ведь он впервые готовился стать отцом. Вместе придумали имя будущему сыну или дочери. Но судьба распорядилась иначе. На шестом месяце у Иры случился выкидыш. Андрей глубоко переживал, часто возвращался домой с работы «под хмельком». Ксюшу возненавидел ещё больше, и вообще запретил навещать её, как будто это она была во всём виновата. До сих пор он называл жену любимой, теперь же в её адрес слышались упрёки, недовольства. Ради того, чтобы вернуть семейное счастье, Ира забеременела снова, хотя врачи запрещали. Ей так хотелось осчастливить мужа! И Андрей снова стал прежним – внимательным, заботливым. Месяц за месяцем семья стала ждать прибавления. Чем ближе был срок родов, тем тревожнее становилось на душе. Предчувствие не обмануло. Во второй раз судьба отвернулась от них: ребёнок родился мёртвым.
После выписки из роддома Ира вернулась в свою квартиру, где её никто уже не ждал. Андрей бросил её, и даже не утешил в несчастье. Ира не могла понять: в чём её вина? Узнала, что Андрей перешёл жить в общежитие, и пришла за откровенным разговором. Она встретила холодный и безразличный взгляд.
- У нас нет детей и нет смысла жить дальше вместе.
- А Ксюша? Она такая куколка! Могла бы носить твою фамилию, - всхлипывала Ирина. Но Андрей в ответ с силой захлопнул перед ней дверь.
Снова одна. Днями пропадала на работе. Возвращаясь, открывала дверь дрожащей рукой в надежде, что Андрей вернулся. Тешила себя мыслями, этим и жила. Именно поэтому не спешила забрать Ксюшу домой и не ехала навещать. Знала, что этот поступок не понравился бы Андрею. Когда умерла мать, Ирина просто была вынуждена вернуть Ксюшу в «родное гнездо». Вот тогда всё и началось. Девочке уже было 14 лет, и от прежней куколки не осталось и следа.
Ксюшу было не узнать: нервные срывы, требования модной одежды, поздние ночные прогулки, плохая успеваемость в школе. В первое время Ира ещё терпела, думала исправиться. Но шло время, и поведение дочери становилось невыносимым. Теперь она стала приходить домой под утро, от неё разило спиртным и сигаретами, пропускала занятия в школе. Несколько раз Ирина пыталась спокойно поговорить, но в ответ слышала одно и тоже:
- Поздно меня воспитывать!
Бывало, дочь не появлялась дома больше суток. Приходила, и начинала требовать денег, и когда мать отказывала, устраивала дебош. Однажды, без зазрения совести, Ксения подняла руку на мать. После того случая Ира не видела дочь целую неделю. Так повторялось неоднократно. Теперь Ирину часто видели с синяками на лице, а заработанные ею деньги всё чаще пропивались компанией дочери. Ирина поняла: Ксения её ненавидит за то, что она погналась за счастьем, а её оставила. Теперь приходилось расплачиваться за ошибки. Как жить дальше? Нужда заставила собирать пустые бутылки в парках и скверах. Стыдно было, но зато на вырученные деньги она могла купить буханку хлеба. За такой «работой» её увидел Андрей и стал стыдить:
- До чего ты докатилась? Мне противно на тебя смотреть.
На душе «заскребли» кошки, но не от обидных слов. Рядом со своим бывшим мужем Ирина увидела молодую симпатичную девушку. Она была беременна.
Всего за две недели Ира заметно исхудала и осунулась. Недостаток денег беспокоил меньше всего. Надо было что-то делать с дочерью. Что будет, если она опять заявится домой? Тревога и страх привели женщину в церковь. Преклонив голову перед иконой Божьей Матери, Ира плакала, прося помощи и защиты. В сердце зародилась вера в лучшее. Надежда давала силы жить.
Как-то во время уборки в квартире, среди разбросанных вещей дочери, Ира нашла потрёпанную тетрадку. Это был её дневник. Полистала и поняла, что именно этим страничкам Ксюша в детстве изливала свою боль. Читая строку за строкой, измученная женщина искала ответ на невыносимое поведение своего ребёнка. «Я так ждала её приезда! Несколько часов простояла на автобусной остановке, пока бабушка не наругалась…», «У меня сегодня день рождения. Бабушка подарила красивое платье, а мама прислала свитер. А я так хотела увидеть её…», «Иногда мне кажется, что я не нужна своей матери. Почему она так поступила со мной?». У Ирины кольнуло сердце, но раскаиваться было поздно. Сердце щемило всё сильнее, закружилась голова, перехватило дыхание. Сколько раз ей хотелось закрыть глаза и умереть, а сейчас испугалась. Что же будет с Ксюшей? Пошатываясь, чувствуя, что теряет сознание, успела открыть входную дверь, ведущую на лестничную площадку.
Ира перенесла инфаркт. После того, как её нашли соседи, прошла целая неделя в компании капельниц. Когда дверь в палату приоткрылась, в девочке невысокого роста с аккуратно причёсанными волосами Ирина едва узнала Ксюшу. На её лице не было той привычной броской косметики.
- Я тебе поесть принесла, - почти шёпотом сказала дочь, выставляя на тумбочку горячее пюре с котлетами, - сама готовила. Ну, как ты?
Ирина кивнула головой, не находя слов. Осторожно взяла дочь за руку.
- Прости меня, - прошептала мать, едва сдерживая слёзы. Ксения тоже захлюпала носом, и Ирина ласково погладила её по голове.
- У нас всё будет хорошо, как и раньше. Вот увидишь. Ты только поправляйся скорее, мамочка! – сказала Ксюша сквозь слёзы. Обнимая дочь, Ира подумала: «Сколько боли надо было перенести нам обеим, чтобы вернуть прошлое, и снова услышать ласковое слово! Какой же она ещё ребёнок, моя Ксюшка, моя куколка…»
Галина Самуйлик