Со слов заслуженного учителя БССР Мартыненко Лидии Александровны.
- В августе 1953 я приехала в г. Микашевичи и стала работать учителем биологии в СШ№ 1. Принимая дела, я узнала, что на учебно-опытном участке школы выращиваются разнообразные растения: плодовые деревья, кустарники, зерновые и овощные культуры. Особенно много было георгин. На уроках сразу стала проводить короткие беседы о природе и ее охране, чтобы подготовить учащихся к весенним работам на учебно-опытном участке. Кроме того организовала кружек юннатов, члены которого еще глубже и шире развернули эту работу. Под моим руководством кружковцы подготовили доклад «Любите и охраняйте природу». В докладе рассказывалось о том, что каждому человеку с детства и до конца дней его особенно дорог тот край, где он родился. Доклад произвел на учащихся большое впечатление. Желающих записаться в кружок юннатов было очень много. Почти каждый третий ученик был юннатом. В первое время мы занимались благоустройством территории вокруг школы и нашего участка. Выращивали различные культуры: помидоры, лук, капуста, различные виды цветов и многое другое.
Помимо нашего участка поселковый совет выделил школе 4 Га земли в поле. Там высевали картофель, ячмень, лен, рожь. Со всеми этими растениями проводились опыты. Все наблюдения учащиеся записывали в дневники, делали выводы и использовали в дальнейшем на уроках биологии. Через два года силами старших учащихся школы были построены теплица, парники и рассадники. Затем юннаты решили вырастить для колхоза «Дружба» 2 Га капусты и 1 Га помидоров. Они приходили не только после уроков, но и в выходные дни, а вместе с ними всегда приходили и другие ребята. В скором времени мне уже не приходилось заставлять ребят выполнять ту или иную работу. Они сами просили ее. Так было весной. Наступило лето, и я опасалась, что наши учащиеся уедут на отдых и наш участок потеряет прелесть. Но мои опасения были напрасны. Все оставшиеся в поселке ребята приходили добросовестно в школу и работали. На смотре учебно-опытных участков в районе наша школа всегда занимала первые места. Ежегодно проводили праздник «День урожая». Так же стали проводить со школьниками «День птиц». Юные друзья пернатых изготавливали скворечники и устанавливали в школьном саду и лесу. Принимали в районных и областных слетах юннатов. Занимали призовые места и были отмечены грамотами и денежными призами.
В 1967 году была построена новая школа. 30 лет минуло, когда мы начали создавать свой новый учебно-опытный участок. Территория вокруг школы новостройки представляла собой пустырь. На месте где расположен участок было болото. Убрали камни песок и подвезли земли. Внесли минеральные удобрения. Трудились все учащиеся школы вместе с учителями. Посадили 100 плодовых деревьев, кустарники смородины, малины, крыжовника. Оборудовали отдел лекарственных растений и коллекционных отдел. Собрали огромную коллекцию растений. Нам их присылали со всего СССР. Действовал также кружок кролиководства. Силами юннатов был оборудован кабинет биологии. Юные цветоводы выращивали здесь 60 видов комнатных растений. В республиканском конкурсе кабинетов биологии нашему кабинету было присуждено 2 место.
Рассадой, которую выращивали юннаты, украшали территории детских садов, КБО, магазинов, библиотек. Наши цветы украшали цветники и балконы многих жителей поселка.
После аварии на Чернобыльской АЭС учащиеся с 1990 года не работают на учебно-опытном участке. Но юннаты не прекращают своей деятельности и в настоящее время ухаживают за комнатными растениями и проводят над ними опыты.
Осенью 1983 года была начата работа по созданию экологической тропы, протяженностью 2 км. Основным назначением тропы – воспитание у экскурсантов любви к природе, заинтересованность в ее сохранности, личной ответственности каждого за ее судьбу. Имелась карта-схема маршрута, давалось описание остановок с карточками, заданиями для самостоятельной работы.
Еще много делалось для образования учащихся в рамках любви к природе. Многое уже и не упомнишь. Ясно одно, что юннаты жили богатой, насыщенной жизнью и не просто так проводили время в школе.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи