Мышеловка
Вечерний дизель-поезд доставил своих пассажиров в районный центр. Наталья Васильевна здесь бывала нечасто. Сейчас она ехала навестить родителей, а путь на родину не обходится без пересадок на поезда дальнего следования. У входа в зал ожидания взглянула на часы: до прибытия её поезда придётся коротать четыре часа. Поискав глазами свободное место, уселась, съёжившись от ночной прохлады, у самой стены. В это время спать не хотелось, читать тоже, поэтому Наталья Васильевна погрузилась в раздумья. Подумала о семье, детях, работе.
Как хорошо, что сейчас каникулы! Работает преподавателем в школе, и устаёт не меньше своих учеников. Надо будет подумать о летнем отдыхе. Внимание привлёк неопрятно одетый мужчина. Он то и дело сновал взад-вперёд у коммерческих ларьков, будто что-то искал. «Наверное, бомж», - подумала она. Слышала, что в больших городах они отираются на вокзалах, но чтобы здесь, в этом городишке? Незаметно он исчез, а через некоторое время появился снова, но уже с небольшим пакетом в руках. Проследовал через весь зал, и, как назло, уселся напротив. Извлёк банку с салатом из капусты и просто с волчьим аппетитом стал поглощать, не замечая, что на него смотрят несколько десятков глаз. Картина не из приятных… Наталья Васильевна искоса наблюдала за ним, боясь смутить. Но всё равно взгляды встретились. Мужчина перевёл дыхание и, без какого-либо стеснения, сказал:
- Извините, но людей иногда посещает чувство голода. С ним очень трудно бороться.
Покончив с салатом, достал целлофановый пакет с объедками хлеба. В тот момент Наталья Васильевна сравнила его с бездомной собакой, и от жалости на глаза навернулись слёзы. Вспомнила, что у неё в сумочке есть бутерброд с колбасой. Который она положила на всякий случай. И вот, чем не случай?
Половину объедков мужчина спрятал в пакет – про запас. Наталья Васильевна дрожащей рукой протянула ему бутерброд:
- Возьми, поешь.
- А вы? – спросил он, удивляясь благородному жесту.
- Мне не хочется. Я ночью не привыкла есть, - ответила она.
Пока бомж ел, Наталья Васильевна успела рассмотреть его: голубые глаза, курносый нос, а под щетиной прячутся совсем молодые черты лица.
- Вижу, молод ты ещё, - завела разговор. Её удивляло, что многие боятся бомжей. А ведь они такие же люди. – Что заставило тебя так опуститься? Неужто родных нет? – продолжала допытываться Наталья Васильевна, вызывая на откровенность. И бродяга доверился этой доброй женщине…
II
Николай женился до армии. Ему – восемнадцать, а невесте и того меньше – семнадцать лет. Мама была против ранней женитьбы, но сын убедил. Дружили со школьной скамьи, а теперь любили друг друга. Молодую жену Николай привёл в родительский дом. Ирина сразу завоевала сердце свекрови: ласковая, кроткая, к тому же - хорошая помощница. Словом с её приходом в доме стало светло и уютно.
После службы в армии Николай вернулся возмужавшим, повзрослевшим. Вот тогда он и пожалел о ранней женитьбе. Его друзья спешили на дискотеку или свидание, а ему нельзя – он женат. Однако многих девушек его положение не смущало. Строили глазки, сами заигрывали. Вопреки себе, Николай стал частым посетителем баров, кафе, где однажды встретил Надю. Познакомился поближе. Узнал, что недавно приехала жить в их город с родителями. Всё остальное после дополнили друзья: взбалмошная, развязная, дочь богатых родителей. Сразу было видно, что «предки», как она их называла, ни в чём не ограничивали свою дочь. Надя просто «сорила» деньгами налево и направо. Вот тогда у Николая и возникла тайная мысль, ставшая целью. Что видел он в своей жизни, кроме нищеты? Есть возможность изменить положение…. До сих пор он никогда не повышал голоса на жену, а тут, то не так посмотрела, не то сказала. Всё в ней, даже одежда, раздражало. Когда это заметила мать, было уже поздно кричать и воспитывать. Ира собрала вещи и ушла к родителям. Николай не ощутил угрызений совести, и в глубине души даже обрадовался такому повороту событий. Ведь он давно нашёл замену жене. Ничего, что она немного распущенная. Как только они поженятся, всё будет по-другому. Вскоре все заговорили, что Николай бросил жену ради другой, богатой невесты. Он не обращал внимания на сплетни. Говорят, значит, завидуют.
- Погубит она тебя, сынок. Деньги счастья не приносят, - твердила мать. Она никак не могла забыть Иру. То и дело старалась «уколоть» побольнее. – Ирина бы тебе детей нарожала, и на край света за тобой пошла б. Не то, что эта испорченная девка, которая ничегошеньки не умеет, а только пить, курить да чужих мужей отбивать. Верни Ирину пока не поздно!
Николаю этот разговор не нравился, но обидеться на мать не мог. Ведь она была права. Однако отступиться от задуманного плана теперь было превыше всяких чувств.
III
Когда они с Надей сняли приличную квартирку, её родители не поскупились на финансы. Купили молодым обстановку, автомобиль, организовали зятю свой бизнес – кафе-бар. Теперь у Николая было всё, о чём он так давно мечтал. Но он начинал понимать, что слишком мало знает Надю. Как оказалось, она такое могла выкинуть!..
В первый раз её задержала милиция в ресторане, когда она устроила стриптиз, будучи навеселе. Подобные случаи стали учащаться, и домой Надя приходила пьяной всё чаще и чаще. Бывало, что её приводили незнакомые мужчины. Срабатывала ревность, и однажды Николай не выдержал и врезал супруге кулаком в лицо на глазах всей её честной компании. Разве тут выдержишь, когда юбка у жены задрана выше колен, блузка наполовину расстегнута, волосы всклочены, помада размазана? Казалось, о её приключениях знал весь город. Масла в огонь подлили друзья. Те просто подняли на смех
- Ну, и на кого ты Иришку променял? Вернись пока не поздно, а то замуж выйдет.
Со временем на Николая находило прозрение, но исправлять ошибки было поздно. Но то, что в действительности деньги не приносят счастья, он это понял. Сердце одолевала тоска по любимому человеку. Как ему не хватало её! Он искал встреч с нею, и однажды увидел её на автобусной остановке, когда проезжал мимо на своём авто. Каштановые волосы спадали ниже плеч, милая улыбка, взлёт ресниц, взгляд карих глаз…. Какая же она красивая! Притормозил, и жестом руки пригласил в машину. Всё, что хотел сказать забыл и растерянно промямлил:
- Как живёшь, Ириша?
- Живу ещё, как видишь, - ответила она тихо. – Ты за меня не волнуйся. У меня всё хорошо. Ты лучше о своей маме подумай – не заходишь совсем.
Николаю укор пришёлся кстати. Даже стыдно стало. Действительно мать он давно не навещал. Ирину он подвёз до дома, и когда автомобиль остановился, взял её за руку:
- Не злись на меня. Ты не знаешь, как мне плохо…
Но Ира не дала ему договорить фразу. Вырвав свою руку, она злостно крикнула ему в лицо:
- Зато ты знаешь, как мне было плохо!
Она стукнула дверкой машины и убежала. Николай понял, что Ира его никогда не простит.
На следующий день, Николай внял советам Иры и навестил мать. Она по-прежнему не поддерживала выбор сына, и всё ворчала:
- Что, сынок, налюбился? Это тебе наказание за пролитые слёзы несчастной девушки, ведь ты ей жизнь сломал. Она ко мне на днях заходила, плакала.
Как мама была права! Он всё это понимал. Иру жалел, безумно скучал, каялся. Ради красивой жизни терпел распутную жёнушку и на всё закрывал глаза. У него есть всё, чего другие не могут добиться за всю жизнь – деньги, много денег, а Ира простит со временем. Куда она от него денется, ведь любит.
IV
Три года Николай даже не догадывался об источниках богатства своего тестя: неизвестные ему фирмы, салоны, бары. Однажды всё выплыло наружу. Дорогой тесть оказался наркодельцом. Как выяснилось в последствии, семейка время от времени меняла место жительства, чтобы избежать интереса со стороны милиции. На всё имущество семьи был наложен арест, в том числе и на кафе-бар Николая. Но этим дело не ограничилось. В кафе провели обыск и обнаружили наркотики. Николай был потрясён, когда узнал, что в его баре отмывались грязные деньги, а он и не догадывался об этом. Однако ничего доказать не сумел и предстал перед судом. Напрасно он ожидал помощи. «Змеиная семейка» откупилась и, распродав наспех своё имущество, исчезла в неизвестном направлении. Поскольку они с Надей не были расписаны, Николаю не досталось ничего. Все документы оказались «липовыми». Мышеловка захлопнулась. Потом – три года тюремного заключения, никому не нужная свобода, скитания по стране. Пил, чтобы забыться. Как попал в этот, незнакомый ему город, не помнил.
- Теперь я один и никому не нужен, - закончил свой рассказ Николай.
- Постой. А как же мама? Ира?
- Мама умерла, когда был ещё в тюрьме. А Ира…. Даже не смею о ней думать. Она, писала мне, но я ей не ответил - очень виноват перед ней. Зачем я ей такой?
Наталья Васильевна растрогалась до слёз.
- Чем я могу тебе помочь? – спросила она, когда бродяга провёл её к вагону прибывшего поезда.
Николай лишь пожал плечами, не найдя, что сказать.
По приезду домой, Наталья Васильевна решила помочь молодому человеку. Взяв в руки телефонную трубку, начала действовать.
Спустя два месяца Наталья Васильевна снова ехала к родителям. В зале ожидания поискала глазами старого знакомого, но его не было. Поинтересовалась у буфетчицы привокзального мини-кафе. Кому знать, как не ей? Ведь Николай здесь питался. И та рассказала, что его забрала красивая девушка, его жена. Она плакала, обнимала его, а он утирал ей слёзы, просил прощения и всё время говорил: «Моя Иришка!» Со спокойным сердцем Наталья Васильевна уселась на скамейку в ожидании поезда. Неподалёку увидела неопрятного, пожилого на вид, мужчину. «Ещё одна несчастная жертва судьбы», - подумала женщина и полезла в сумочку за бутербродом.
Галина Самуйлик
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи