Микашевичи — 18-тысячный городок, каких в Беларуси десятки, затерялся бы в безвестности на стыке Минской, Гомельской и Брестской областей, кабы не два “Гранита” — завод, крупнейший в стране производитель гранитного щебня, и футбольный клуб, прошедший путь с самых низов до высшей лиги. В 2008-м микашевичцы при 16 командах в элите замкнули десятку лучших. Сейчас детище братьев Бохно борется за правду в первой лиге. В минувшем сезоне “гранитчики” финишировали седьмыми, в позапрошлом — шестыми. Старший, Валерий Петрович — главный тренер, а собеседником корреспондента “ПБ” выступил младший — Андрей БОХНО, директор клуба. С ним мы обсудили прошлое, настоящее и будущее “Гранита”.
— В межсезонье в вашей команде произошли существенные изменения в составе.
— Сейчас у нас есть 18 человек, на которых делаем ставку в нынешнем сезоне. Среди них известные футболисты — Игорь Трухов, Андрей Шеряков, Павел Евсеенко. Они и на поле лидеры, и в быту надежные, проверенные люди. Кроме Евсеенко, из пришедших назову 24-летнего Александра Толканицу, немало поигравшего в различных клубах высшей лиги. Более двух третей игроков — молодые парни 1988-93 годов рождения. На 90 процентов мы укомплектовались. Может быть, еще будет точечное усиление одной-двух позиций. И нужен один молодой “лимитчик” в дополнение к Егору Матвееву.
— Совсем недавно вы гордились достижениями детских команд клуба. Где сейчас эти ребята?
— У нас тогда работал отличный специалист Анатолий Михневич. Под его руководством четыре года назад команда мальчиков 1996 года рождения выиграла первенство республики, а 1997-го — стала лучшей в Брестской области. К сожалению, удержать способных подростков клуб не в состоянии. Что мы можем противопоставить, когда их приглашают в БАТЭ, “Шахтер”, минское “Динамо”? Был бы у нас дубль, было бы другое дело. Когда “Гранит” выступал в высшей лиге, в составе были девять-десять местных парней. Сейчас ситуация этому не благоприятствует. Тем более команда почти весь сезон живет и тренируется не в Микашевичах, а в Лунинце, до которого около полусотни километров.
— Что там за условия?
— Клуб снимает частную гостиницу на 20 мест. Там в несколько раз дешевле, чем в государственной. Мы обязаны считать каждый рубль. За счет клуба оплачиваем игрокам обеды и ужины. А если команда работает в режиме двухразовых тренировок, то и завтраки.
— Легкоатлеты жалуются, что в первой лиге футболисты зарабатывают по 20 миллионов рублей в месяц.
— 20 миллионов? Таких зарплат в нашем дивизионе нет. В “Граните” футболисты зарабатывают от 7 до 12 миллионов. Но только в течение сезона — с 10 февраля по 30 ноября. Именно на этот срок мы заключаем с игроками трудовые соглашения. В декабре-январе они живут на заработанное в сезоне. Нас тоже надо понять. Подписывать двух-, трехлетние контракты — значит, брать на себя очень серьезные обязательства. Мы не можем прогнозировать финансовую ситуацию в клубе. В прошлом году, когда указ о господдержке спортивных клубов вышел с запозданием на несколько месяцев, бюджетное финансирование прекратилось. Несколько игроков подали иски в суд, и нам пришлось выплачивать штрафные санкции за задержку зарплаты.
— Какой бюджет планируете на нынешний сезон?
— Реально вижу, как найти 7 миллиардов 200 миллионов рублей. Из них 50 процентов дает государство, а остальные надо заработать.
— 50 процентов — это реально? На чем можно сделать такие деньги?
— В первую очередь на рекламных услугах. Мы размещаем рекламу наших спонсоров на майках, стадионных баннерах, на сайте и клубном автобусе. У нас около 20 спонсоров. Откройте сайт нашего клуба — там подробнейшая информация о них. Кроме того, наш титульный спонсор — республиканское унитарное производственное предприятие “Гранит” — позволяет нам продавать отходы производства щебня — так называемый отсев. Возле завода высятся целые горы отходов. Его используют в строительстве вместо песка, россияне хорошо берут. Много на этом не заработаешь, но мы считаем каждую копейку.
— На какой процент вышли в прошлом году?
— При нынешней норме в 20 процентов заработали 38 и вошли в число 19 спортивных клубов страны (не только футбольных), которые выполнили поставленную государством задачу. На недавней отчетно-выборной конференции БФФ об этом сообщил председатель федерации Румас. Помимо этого, мы вошли в число тех команд, которые добились 10-процентной прибавки посещаемости матчей.
— Честь и хвала!
— Не переставая, думаю над тем, как заработать. Рекламщики трудятся с полной отдачей. Сайт еще не совсем готов, но уже сейчас выглядит неплохо. Хотим, чтобы он отражал всю информацию о работе клуба и его достижениях.
— С транспортом, насколько помню, у вас тоже порядок.
— У нас свой автобус, выделенный в безвозмездное пользование губернатором Сумаром в качестве поощрения за выход в высшую лигу. Мы благодарны Константину Андреевичу не только за него, но и за отличный стадион в Лунинце.
— А сам он, часом, не из этих мест?
— Да, он уроженец Лунинецкого района, и земляков не забывает. Конечно, не всегда мы получаем желаемое. Однако надо уметь терпеть и быть благодарным за то, что для нас уже сделано. Терпение в итоге вознаграждается. Мы семь лет стремились в высшую лигу, играли за сто долларов в месяц. Бог отблагодарил: вышли в элиту и продержались в ней два сезона. Причем, когда вылетели, нам не хватило всего одного очка, чтобы в ней остаться. Зарплаты у нас ниже, чем в ведущих командах. Люди делают выбор в пользу “Гранита” по другим критериям. У нас ни один футболист не деградировал, а это очень важно для продолжения карьеры.
— Достижения очевидны, однако нередко поговаривают: ФК “Гранит” — семейный проект братьев Бохно.
— Семейный проект?! Обидно такое слышать. В клубе 42 сотрудника, и среди них наших с братом родственников нет. Зато большинство когда-то играли в футбол. Это наша принципиальная стратегия. В совет клуба включили главного тренера “молодежки” Игоря Николаевича Ковалевича — он когда-то у нас работал, директора республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве Геннадия Анатольевича Пурса, бывшего зампреда БФФ. Такие уважаемые опытные люди всегда могут помочь словом и делом. Все сотрудники клуба трудятся напряженно. И это при том, что до недавнего времени зарплаты были всего три-четыре миллиона. Мы с Валерием душой и сердцем работаем на благо футбола и наших болельщиков. Он ведь большую часть года оторван от семьи. Команда базируется в Лунинце и почти все время в разъездах.
— Ваша семья тоже живет в Микашевичах?
— У меня семьи нет. Как с такой работой находить время для личной жизни? Я в клубе директором с 2002 года. К тому же до недавнего времени сам играл. Чтобы футбольный клуб нормально существовал, надо много думать и трудиться. Но я не жалуюсь: занимаюсь любимым делом.
— У вас с Валерием бывают разногласия?
— Все вопросы обсуждаем вместе и приходим к единому мнению. Что касается приглашения футболистов, уважаю выбор брата: у него чутье на игроков, он работает старательно, умело. Когда мы играли в высшей лиге, у нас была одна из самых надежных линий обороны, хотя мы действовали в три защитника по схеме 3-5-2.