Хотелось привести несколько исторических фактов из жизни местечка Ленино. Так как наши населенные пункты неразрывно связаны. Ленино известно с XVI века. В 1568 году король польский и великий князь ВКЛ Сигизмунд II Август разрешил князю Юрию Юрьевичу Олельковичу основать местечко Ленин (по названию урочища, где расположилось местечко). В 1582 году упоминалось в акте о разделе владений между братьями Олельковичами. Местечко Ленин досталось Александру Олельковичу. Позже во владении Радзивиллов. В 1788 году построена деревянная церковь Рождества Богородицы (в 1857 и 1928 годах капитально отремонтирована, сожжена 16 февраля 1942 года немецкими оккупантами вместе с деревней). В церкви хранилось изданное в 1673 году Евангелие.
После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) в составе Российской империи. В 1834 году центр поместья, в состав которого в 1839 году входили 4 фольварка, местечко Ленин и 14 деревень. В 1848 году владение князя Л. П. Витгенштейна, который владел здесь в 1876 году 72 434 десятинами земли. В 1858 году церковь, еврейский молитвенный дом. Местечко было связано дорогой со Слуцком, проходил военно-коммуникационный большак, который связывал Петриков с Пинщиной. Действовали почтовая станция, церковно-приходская школа (с 1863 года). В честь освобождения крестьян от крепостного права в 1870-х годах на кладбище была построена деревянная часовня. Центр волости, в состав которой в 1885 году входили 25 селений с 432 дворами. Согласно переписи 1897 года находились народное училище, церковь, часовня, еврейский молитвенный дом, хлебозапасный магазин, паровая мельница, 2 постоялых двора, 7 магазинов, почтовое отделение. В начале XX века на кладбище построена кирпичная часовня (памятник архитектуры неорусского стиля).
Согласно Рижскому договору с 18 марта 1921 года в составе Польши, центр гмины Лунинецкого повета. С сентября 1939 года в составе БССР. С 15 января 1940 года центр Ленинского района Пинской области. С 12 октября 1940 года до 9 января 1952 года городской посёлок. Во время Великой Отечественной войны Ленин в 1941 году защищал 28-й полк 75-й стрелковой дивизии. 16 июля 1941 года оккупанты расстреляли 7 жителей, которые прятали общественное имущество и животных. Действовала подпольная группа. В июле 1942 года каратели убили 940 человек. Оккупанты разместили здесь свой гарнизон, разгромленный 2 сентября 1942 года партизанами отрядов Комарова, Петровича, имени М. Т. Шиша, были освобождены из тюрьмы 48 человек и восстановили советскую власть. В 1941—1942 годах оккупанты расстреляли 1250 советских военнопленных и мирных жителей (похоронены в могиле жертв фашизма на северо-западной окраине), а 16 февраля 1943 года расстреляли еще 1200 жителей (похоронены в братской могиле на кладбище) и сожгли посёлок. В боях в июле 1944 года погибли 46 советских солдат и партизан (похоронены в братской могиле на ул. Набережной). Освобождена 6 июля 1944 года. 45 жителей погибли на фронтах. 8 июня 1950 года центр района перенесён в рабочий посёлок Микашевичи (теперь в Брестской области), 20 января 1960 года Ленинский район упразднён, деревня вошла в Житковичский район. Центр совхоза «Ленинский». Действуют комбинат бытового обслуживания, лесничество, средняя школа, Дом культуры, библиотека, детский сад, больница, отделение связи, столовая, 8 магазинов.
После революции 1917 г. местечко Ленин в Белоруссии неожиданно для своих жителей получило большую известность. Вряд ли нашелся бы человек, который, услышав его название, остался равнодушным. Большинство непосвященных полагали, что оно напрямую связано с именем основателя и руководителя советского государства. Веяние времени вызвало волну переименований, политическая топонимика развивалась бурно. На географической карте замелькали новые имена: Сталинград (Царицин), Зиновьевск (Кировоград), Молотов (Пермь), Куйбышев (Самара), Киров (Вятка), Ворошиловград (Луганск) и т. д. Составной частью идеологии нового строя стала персонификация имени “вождя мирового пролетариата”. После смерти Ленина в январе 1924 г. сотни городов и поселков по всей стране стали носить его имя, которое имело разные варианты - Ленинград, Ленинобад, Ленинокан, Лениногорск, Ленкорань, Лениндорф, три города Ленинска (в Узбекистане, Казахстане и Российской Федерации) и др.
В Белоруссии название Ленино носили села Бобруйского, Горецкого, Добрушского и других районов; Ленинск - села Белыничского, Брагинского, Осиповичского и других, Ленинский - села Жабинковского, Краснопольского и Минского районов. В Горецком (1918 г.) и Слуцком (1921 г.) районах в Ленино переименовали деревни Романово, которые ассоциировались с именем последнего российского царя. На этом фоне, местечко Ленин Житковичского района Гомельской области составляло исключение, известное только узкому кругу краеведов, историков и самих его жителей.
Местечко Ленин расположено на правом берегу реки Случ в 46 км от Житковичей и в 18 км от железнодорожной станции Микашевичи. До революции местечко входило в Мозырский уезд Минской губернии. Еврейская община в Ленине имела давнюю историю, следы которой остались на старом кладбище. В письменных источниках о нем впервые упоминали в 1568 г., когда король Польши Сигизмунд-Август пожаловал местечко князю Юрию Олелькевичу. В XVII веке Ленин перешел к Радзивиллам, а с начала XIX века - Витгенштейнам. В состав Российской империи местечко было включено после второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. В 1866г. в нем проживало 437 жителей (77 дворов), в 1908 г. - 1019 чел. (196 дворов). Население было смешанным, первая Всероссийская перепись населения 1897 г. насчитала 753 еврея из 1173 жителей, потом это соотношение продолжало меняться в сторону уменьшения еврейской части.
После революции 1917 г. евреи смогли придерживаться традиционного образа жизни во многом потому, что вскоре Ленин отошел к польскому государству. В местечке действовало отделение молодежной организации “Бейтар”, работала частная еврейская школа Арона-Лейба, которую посещало около 40 учащихся. К религиозным евреям польские власти относились “с пониманием”, препятствий при соблюдении традиции не чинили, были свои раввин, моэйхел и кантор. В Ленине действовали две синагоги на Новой и Подлипенской улицах - деревянные, с высоким фундаментом, печным отоплением и освещались газовыми лампами. Пожилые люди посещали их ежедневно, а в праздники и по субботам там собиралось все население местечка. “За польским часом” традицию соблюдало большинство евреев – обрезали новорожденных мальчиков, пекли мацу. Языком общения был идиш, говорили, что тот, кто не знает иврита, безграмотен, а если не знает идиш – не еврей. Популярными были книги Шолом-Алейхема, Хаима-Нахмана Бялика, Менделя-Мойхера Сфорима и др. Достатка большого не было, выбиться в люди и получить образование могли только единицы. С огромным уважением в Ленине относились к сыну оптовика Бреслера, который учился во Франции на врача. Когда он приезжал летом на каникулы к родителям, его звали к больным. Посещая бедные семьи, он никогда не брал плату за визиты, покупал лекарства за свои деньги.
В сентябре 1939 г. Ленин присоединили к Белоруссии. Поскольку, в основном его население составляли люди неимущие, Советскую власть приняли хорошо. Вначале многие искренне радовались и приветствовали мероприятия по переустройству общества на социалистический лад. О том, что это означало на деле, узнали позже, когда исчезли товары и продукты из магазинов, стали арестовывать “заможных” (состоятельных) людей, проводить конфискации, национализации, укрупнения, коллективизацию, закрыли школу на иврите и запретили сионистские кружки. В 1940 г.
Комментарии
Можете постучаться к Людмиле Танене. Она и музеем в Ленино заведует и очень сильна в вопросах истории данного населенного пункта. Вот ссылка на ее страничку в однокласниках ok.ru/profile/571434732711 Можено если что просто в деревне спросить адрес или в школе , ее там всезнают
скем можно свизатся чтоб росказал нам
Может у вас есть старые фото Микашевич или просто воспоминания, будем рады услышать
Есть еще интересные факты и воспоминания о вашем дедушке www.mod.mil.by/.../18_04.pdf и botinok.co.il/node/83214
Мне очень приятно читать как статью, так и комментарий Михаила. СПАСИБО!
RSS лента комментариев этой записи