МИКАШЕВИЧИ И ВОДА.
"Выход в люди" для Микашевич начался в конце 19 го, - начале 20 го века, строительством Полесской железной дороги и строительством Агарковым лесозавода, вернее, тогда, фанерного завода. Прикольно было сознавать, что вся французская и европейская авиация летала на нашей, Микашевичской, фанере!
Спасение хутора Рудня, тогдашних Микашевич, из плена полесской воды, началось с осушением прилегающих земель. Ведь почти до начала ВОВ войны, Рудню от поселка отделяло болото. Голландские землемеры осушение начали многочисленных местных лесных речушек.
Приведу такой пример. Лет этак 30 назад, я встречался в припятском Оболонье с дедом на сенокосе и слышал его рассказ, как строили Конку. Его дед, оставив двух сыновей дома для работ: посевная, сенокос и прочее, забрав из хозяйства коня и воз, "подался на заработки" к Агаркову, на стройку. Первое время люди не хотели идти работать т.к. был самый сезон работ на земле, святое для полешука. Но, дед решился и не прогадал! Возил своим конём деревья для гати, потом - чистый белый песок для конки... Это с его слов, я рассказываю, каким методом строили конку, так же отсыпали и улицы будущих Микашевич.
Вернувшись поздно осенью домой с заработков, дед привёз не плохие по тем временам деньги: "...накрыл хату железом и купил ещё одного коня"! На следующий сезон, у Агаркова, "..не было отбоя от желающих работать"! Но деда, уже, с двумя сынами, он взял. В итоге, эта семья построила ещё два дома, каждому сыну купили по коню и по корове, а, впоследствии, и женил обоих. На вопрос, сколько же дед заработал, рассказчик только руками развёл...
В начале, расширили русло Волхвы, выбросив всю вынутую землю на берега, образовав т.о. баратскую басеню. Потом, углубили и выпрямили речушку и соединили её с Пангалосовским каналом, (сам канал, впадал в реку Случь) и выкопали пруд у СШ №1. Но самое главное, было построено 8 шлюзов: 2 - на самой Волхве, в верхнем течении и южной части Басени, запорный; 2 - около теперешней бани, на самом канале и на входном в систему прудов; 1 - около бывшей конюшни, рабочий, регулировочный; 2 - на главном русле Пангалосовского канала, один - в устье канала, другой - в месте прохождения дороги на Буды. Главный шлюз, регулирующий уровень воды в прудовой системе - стоял на самой Случи (после его разрушения осталась огромная, глубокая яма-бухта, правда уже скрытая от людских глаз разросшейся растительностью). Был ещё один шлюз на Волхве, но он к системе прудов не относился: этот шлюз виден и сейчас у ж/д моста у водокачки и предназначался для заправки водой паровозов (на станции было два "гусака" для заправки: в начале станции и в конце, у кладбища).
После проверки водозаполнения и регулирования уровня воды в прудах, пришлось срочно вносить коррективы т.к. ёмкости прудов не хватало. Около СШ №1 расширили русла двух речек и соединили с прудом напротив СШ №1. Так у школы образовался знаменитый пруд-штаны. При строительстве самого завода, было выкопано ещё два пруда, уже рабочих, по технологии производства.
Одновременно со строительством завода, строили и жильё для рабочих, бараки в первую очередь. Но так как восточный берег баратской басени оказался низким, то прорыли дренажную Сватскую канаву, тем самым повысили берег и отвели воду от зданий. В процессе строительства бараков, Фабричную улицу и одноименный переулок, строили по той же технологии: копали две параллельных дренажных канавы, землёю повышали полотно дорог. И этот, оправдавший себя метод, применяли по всей заболоченной низине от железной дороги до Рудни. Назвали этот район - Местечко. Дренированная вода собиралась в водосборники у бараков (в описываемые годы, помню только один из оставшихся - у 21го барака), и, по деревянным квадратным трубам, под землёй, впускалась в Сватскую канаву
.
Когда сам Агарков изъявил желание переехать в Микашевичи, место для его "моёнтка" так же осушили подобным образом, Эта дренажная канава, называемая Панской, до сих пор ещё просматривается у здания по 17 Сентября. Канава начиналась почти у теперешней площади Коржа, на огородах, одновременно служила границей раздела, проходила параллельно улицам Партизанской и 17го Сентября, пересекала эту улицу и, так же огородами, выходила на ул. Болотную. Там Панская впадала в дренажные канавы Болотной и сходила в речушку, протекавшую за гаражами больницы. Улица Болотная полностью повторяет русло этой речушки, которая, стариком соединялась с Пангалосовским каналом и, особенно в паводковые сроки, служила своеобразным "предохранительным клапаном", многократно увеличивая пропускную способность русла во время сброса воды. Да что там вода: рыба заходила в эту речушку на нерест! Старый Волчек, дом стоит до сих пор в том месте, хвалился, что прямо в огороде, на грядках, вилами убил щуку на 5 кг! Интересовался у сыновей, оказывается - правда!..Да, были времена!..... Речушка выходила к русскому кладбищу и, по огородах, параллельно ул. Горького, впадала в Волхву болотистым северным берегом. О величине паводков и количеству воды можно судить по пролётам мостов на автодороге и ж/д дороге. Улицы Партизанская, 17го Сентября, Грязновского так же имели дренажные канавы.
Как я писал выше, естественной границей, отделяющую Рудню от, собственно, местечка Микашевичи - бала болотистая низина, пересекающая ул. Новая, у дома Козодоев, на месте домов Лавниковичей, Булата, Цибуленко и заходившая в огороды домов по ул. Ленинская. Этот брод, весной трудно проходимый, объезжали с западной части болота, вдоль огородов Ленинской. И Новая, и этот проезд, выходили на центральную улицу Рудни в районе теперешнего магазина и лесничества, поэтому, после соединения улиц Ленинская и Руднитской и получилась такая "загогулина".
В этом случае поступили так же: вдоль ул. Новой и по огородам между Новой и Ленинской, прорыли очередной дренажный канал, который начинался канавой у Костёла (теперешняя церковь). Для стока его воды, прокопали два дренажных канала, сформировав этим 2й Новый переулок, соединённый с западным прудом у СШ №1.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи