Рассказывает бывший главный механик дробильно-сортировочного завода и карьера Владимир Николаевич Стародуб, посвятивший предприятию 31 год, ныне председатель Совет ветеранов РУПП «Гранит»:
- Строительство «Гранита» началось в январе 1972 года. Директором был назначен Иван Власович Руденко (ныне покойный). О строительстве полесского гиганта писали все газеты Союза, к нам поступало много обращений по поводу трудоустройства, по необходимости приглашали на работу.
Строительство велось под постоянным контролем секретаря ЦК КПБ Юрия Борисовича Колоколова. Еженедельно на плановых планёрках перед ним отчитывались как заказчик, так и генподрядчик. К осени 1972 года был вскрыт небольшой пятачок скалы. Первый взрыв прозвучал 17 октября 1973 года, произвёл его взрывник Виктор Фёдорович Чайковский. Этот взрыв оповестил округе о начале жизни в гранитном карьере «Микашевичи».
Одновременно строился жилой посёлок, причём места для новостроек выбирать не приходилось. Например, дома №3 и 5 по улице Черняховского построены на окраине бывшего аэродрома. Наряду со строительством промышленных объектов, жилья и объектов соцкультбыта строилась и промышленная железнодорожная станция Гранитная (ныне - Ситница), которую тогда возглавлял Николай Трофимович Круковский. В 1975 году завод массово принимал новое оборудование для комплектации ДСЗ и карьера. Вагоны разгружались прямо на путях, только что уложенных и ещё не остывших от рук железнодорожных строителей. Благодаря слаженной работе строителей, монтажников и инженерно-технических работников ДСЗ и карьера «Микашевичи», 27 декабря 1975 года была введена первая очередь дробильно-сортировочного завода.
Приятно вспомнить, что в «Граните» есть доля моего труда и труда моих коллег. Несмотря на то, что я уже много лет на отдыхе, считаю «Гранит» своим детищем.
Вспоминает бывший главный энергетик карьера Андрей Васильевич Бабич, отработавший на «Граните» почти 27 лет:
- Карьер представлял собой котлован площадью 2-2,5 гектара. Верхний слой песка был снят на глубину 3-5 метров и полностью залит водой. Она откачивалась прямо за борт карьера электрическим насосом и создавала большие препятствия при строительстве. Угроза затопления горного оборудования существовала ежечасно. После каждого взрыва экскаватор копал котлован для сбора воды и установки насоса. Причём делалось всё это оперативно, так как вода быстро поднималась. Однажды, в конце марта 1974 года, при паводке реки Случь была повреждена опора линии электропередач, по которой велось электроснабжение Микашевич и строящегося завода. За двое суток отсутствия электроэнергии экскаватор затопило водой до кабины. А в жилом посёлке к тому же не было воды и тепла. Приходилось варить еду на балконе, пользуясь паяльной лампой.
На строящемся заводе никаких бытовых условий не было создано, к тому же к месту работы из посёлка добирались на попутках. Словом, приходилось работать в тяжёлых условиях - без опытного персонала, без электрической подстанции и хорошего оборудования, без наличия запчастей и ремонтной базы. Но мы трудились, выполняя свою задачу.
К моменту запуска первой очереди ДСЗ на борту карьера работало уже четыре стационарных установки для производства щебня. Использовался он в основном для собственного строительства. За счёт своего щебня достигли огромной экономии средств. По ходатайству директора завода и с разрешения тогдашнего Председателя Совета Министров СССР Николая Косыгина все средства были направлены на строительство объектов соцкультбыта в Микашевичах. Отсюда у нас прекрасный Дворец культуры со спортзалом, больница с поликлиникой, отделение связи, почта, профилакторий, торговый центр.
Работать на предприятие приехало немало молодых семей. Движимые романтикой нового строительства и возможностью получения жилья, они прошли все трудности того времени, а некоторые трудятся и по сей день. Горжусь, что в строительстве карьера и предприятия есть и мой вклад. Нынешнее поколение должно помнить, что созданное нами имеет не только финансовую цену - это труд во благо будущего.