Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Микашевичи Исторические факты

Хотелось бы ознакомить наших читателей со статьей, рассказывающей о людях, в свое время многое сделавших для зарождения процветания и становления нашего городка. А именно о помещиках Агарковых и о их лесапильно-фанерной фабрике в Микашевичах.

В этом году исполняется 115 лет белорусскому коммерческому проекту, авторам которого удалось покорить европейский рынок – микашевичской фанерной фабрике Федора Агаркова.

Склады полесского предпринимателя в двух столицах государств Антанты – Лондоне и Париже – обеспечивали существенную часть потребностей европейцев в этом продукте. Английские аэропланы «Фарман» и французские «Ньюпорт», зарядные ящики для артиллерийских повозок и полевых кухонь, спальные вагоны Северного и Балканского экспрессов, каюты самых быстроходных в мире океанских лайнеров «Гамбургско-Американской линии», переборки на пароходах-рефрижераторах «Африканской фруктовой компании», перевозившей камерунские бананы, компоненты на автомобилях «Бенца», «Баярда», «Испано-Суизы», модная венская буковая гнутая мебель с «выдающимся изяществом форм, замечательной легкостью и всемирно признанной громадной прочностью» от «основателей сей промышленности» братьев Тонет, изящные коробки для французских соломенных шляпок и войлочных шляп от Борсалино, клозетные сиденья и просто ящики для фруктов, овощей и цветов – это далеко не весь «ассортиментный ряд», для производства которого требовалась фанера.

В наши руки попали материалы исследования Полесского региона известным белорусским  ученым, лингвистом, кандидатом филологических наук Вячеславом Леонтьевичем Вереничем (12.03.1924–27.08.1999). В 1974 году он побывал со своей экспедицией и в наших Микашевичах. Вот и хотим познакомить наших читателей с выдержками из этой работы.

Городской  поселок Микашевичи (Mikaševičy) Лунинецкого района Брестской области расположен на железнодорожной линии Лунинец – Житковичи, в 4-х км от границы между двумя этими районами (река Случь). Городской поселок Микашевичи, от города Лунинца в восточном направлении в 66 км; бывшей Ленинской волости Мозырского уезда, затем повет Лунинецкий; с 1939 г. Ленинский район с центром в городском поселке Микашевичи 18.1.1960 г. район ликвидирован. Микашевичи отошли к Лунинецкому району, а Ленино с окрестными деревнями – к Житковичскому, часть деревень – к Солигорскому району Минской области.

МИКАШЕВИЧИ  И  ВОДА.

"Выход в люди" для Микашевич начался в конце 19 го, - начале 20 го века, строительством Полесской железной дороги и строительством Агарковым лесозавода, вернее, тогда, фанерного завода. Прикольно было сознавать, что вся французская и европейская авиация летала на нашей, Микашевичской, фанере!

Спасение хутора Рудня, тогдашних Микашевич, из плена полесской воды, началось с осушением прилегающих земель. Ведь почти до начала ВОВ войны, Рудню от поселка отделяло болото. Голландские землемеры осушение начали многочисленных местных лесных речушек.
Приведу такой пример.  Лет этак 30 назад, я встречался в припятском Оболонье с дедом на сенокосе и слышал его рассказ, как строили Конку. Его дед, оставив двух сыновей дома для работ: посевная, сенокос и прочее, забрав из хозяйства коня и воз, "подался на заработки" к Агаркову, на стройку. Первое время люди не хотели идти работать т.к. был самый сезон работ на земле, святое для полешука. Но, дед решился и не прогадал! Возил своим конём деревья для гати, потом - чистый белый песок для конки...  Это с его слов, я рассказываю, каким методом строили конку, так же отсыпали и улицы будущих Микашевич.
Вернувшись поздно осенью домой с заработков, дед привёз не плохие по тем временам деньги: "...накрыл хату железом и купил ещё одного коня"! На следующий сезон, у Агаркова, "..не было отбоя от желающих работать"! Но деда, уже, с двумя сынами, он взял. В итоге, эта семья построила ещё два дома, каждому сыну купили по коню и по корове, а, впоследствии, и женил обоих. На вопрос, сколько же дед заработал, рассказчик только руками развёл...

Собственно в окрестностях Микашевич, это были не дороги, это была Песня!.... Песня-плач, песня-стон, как и тяжёлая жизнь полешука, переплетённая ажурными, смачными и крепко-солёными мужскими словцами. Их покрытые потной солью рубашки и крепкие руки тому свидетели...
Дорог, как таковых, в полном понимании этого слова - просто не было. Они обходили Микашевичи стороной, широкой дугой по северной части района: Лахва - Сенкевичи - Ситницкий Двор - Ельно - Ленино - Юркевичи - и далее, расходились на Бронислав и на Люденевичи-Житковичи. А в наших болотистых, лесных массивах были пробиты наезженные конские тропы между ближайшими деревнями. Пролегали они, в большей степени, по "грудкам", переходя старицы, когда эта возвышенность упиралась в болото. Такие дороги проходили, в большей степени, с юга на север.

Еще статьи...